20:14 Мотоботы для мотокросса |
Это статья о выборе мотобот для мотокросса. Сегодня в интернет-магазинах и других MX shop-ax предлагается широкий выбор мотобот для мотокросса. Даже опытным спортсменам достаточно сложно выбрать модель мотобот. Сложность состоит в том, чтобы совместить высокий уровень защиты и цены мотобот. Среди спортсменов получили самое высокое распространение мотоботы Gaerne, Sidi, Alpinestars, Forma, Fly Racing, Fox. Сразу поправлюсь, это субъективное мнение автора, которое основано только на его личном опыте посещения соревнований по мотокроссу и общением со спортсменами. В статье будет рассмотрено применение мотобот в условиях тренировок и соревнований по мотокроссу и суперкроссу. Статья адресована тем, кто рассматривает варианты занятий мотокроссом на любительском или профессиональном уровне и не имеет в настоящий момент достаточного опыта или знаний для осознанного выбора мотобот. Будем рассматривать выбор и эксплуатацию мотобот взрослым человеком для себя. Я делаю на этом акцент, так как выбор мотобот для ребенка имеет другие критерии выбора. Любой человек, который стал перед выбором приобретения мотобот, вероятнее всего уже является владельцем кроссового мотоцикла. Понимает финансовую составляющую вопроса и знает, что хорошие мотоботы стоят 400-500 евро, что достаточно часто в нашей стране превышает месячный доход. Ведь мы не говорим о профессиональном спортсмене, которого спонсоры обеспечивают мотоботами в нужном количестве. И он может позволить себе кататься в разных мотоботах для разных условии и сильно не беспокоиться об их стоимости. Мы будем говорить об обычном взрослом, самостоятельном человеке, который хочет потратить свои честно заработанные деньги и получить максимальную отдачу от покупки. Долгое и последовательное исследование предложений мотобот на просторах интернета привело к тому, что одинаковую модель можно купить за разные деньги и это создает дополнительные критерии, которые нужно учесть. Первое, что нужно понять, у каждой компании, выпускающей мотоботы существует линейка ТОП мотобот, которые обеспечивают одинаковый уровень защиты и обладают очень многими похожими свойствами. В каждой компании есть своя линейка моделей, которые компания позиционирует, как начальный уровень, любительский, полупрофессиональный, профессиональный уровень. Рассмотрим линейку моделей компании Gaerne (цены привожу в евро, т.к. не знаю когда вы будете читать статью) :
Линейка мотобот Alpinestars:
Линейка мотобот Sidi:
Очень много зависит от того, какой уровень владения мотоциклом у вас в настоящий момент. А так же важно, сколько времени вы проводите в тренировках. При выборе мотобот нужно учесть несколько параметров- цена, защита, комфорт, регулировки, дизайн, подошва, застежки, вентиляция, водопроницаемость, износоустойчивость, ремонтопригодность. Компании Forma, FOX, FLY, THOR, ACERBIS, TCX, Leat, MOOSE RACING, SCOTT, SHOT, FALCO, O'NEAL, ANSWER, IXS выпускают мотоботы для мотокросса, но я их не буду включать в эту статью, потому что популярность этих мотобот значительно ниже. Если такие мотоботы вы встретите на гонках, то вероятнее всего это будут мотоботы начального или среднего уровня. Почему такое распределение возникло? Вероятно разные компании проводят разный маркетинг, но реальность такова, что 8 из 10 топовых спортсменов в любых гонках будут ездить в ботах из списка ТОП 3. Я говорю о любительских гонках, где спортсмены выбирают мотоботы по своим ощущениям и отзывам товарищей. В профессиональном спорте вы можете наблюдать другую картину, но там влияют спонсоры на выбор спортсмена. И мотоботы, в которых гоняются профессионалы чаще всего уникальные и делаются под конкретного спортсмена и вы вероятнее всего точно такие не купите. Но близкие по характеристикам к тем мотоботам вы сможете приобрести, если будете смотреть на уровень мотобот стоимостью 500-550 евро. В чем отличие всех этих мотобот? Просто, компании, разрабатывающие обувь для гонок, очень часто, работают на этом рынке не один десяток лет, и в своих технологиях продвинулись очень далеко от своих первых мотобот, до тех которые они делают сейчас. В мотоботах верхнего уровня обязательно будут присутствовать все самые последние разработки компании, как в конструктиве, так и в материалах внешнего и внутреннего применения. Будет большое разнообразие декоров. Будет большое количество сменных деталей. Будут эти детали доступны к покупке. И чем ниже будет находиться модель в иерархии производителя, тем меньше в ней будет тех самых технических наворотов. Будет ли уровень защиты в них сильно отличаться? Будет, но не настолько сильно, чтобы бояться покупать более дешевые мотоботы. Мотоботы делятся на шарнирные и безшарнирные. Шарнирные мотоботы имеют лучшую защиту. Давайте разберемся почему. Мотоботы должны обеспечивать защиту от скручивания, сдавливания, сгиба, разгиба и при этом они должны позволять голеностопному суставу сгибаться и разгибаться в определенных пределах для управления мотоциклом. Переключение передач, торможение ножным тормозом. Если мы изготовим конструкцию ботинка из толстого пластика, который будет выдерживать необходимый уровень нагрузки то шевелить стопой не получится. Чтобы обеспечить гибкость и ставится шарнирный механизм, который соединяет нижнюю жесткую часть - стопу и верхнюю жесткую часть- голень. Конструкция этого шарнира у всех шарнирных мотобот разная, но все они должны обеспечить подвижность сустава. Так вот, лучшая защита шарнирных мотобот обусловлена возможностью использования более толстого и прочного каркаса. Если в конструкции мотобот не применяется шарнир, то подвижность сустава обеспечивается за счет использование менее толстого пластика, сам пластик используется более эластичный и подвижность обеспечивается за счет формы боковых внутренних и наружных накладок. При выборе мотобот нужно учитывать, что наличие шарнира само по себе в конструкции мотобот еще мало о чем говорит. Есть мотоботы с шарниром, но при этом они хуже, чем некоторые бeзшарнирные мотоботы. Когда безшарнирный мотобот новый, он очень жесткий и хорошо защищает, но со временем он разнашивается, на защитных боковых пластинах появляются загибы и ботинок начинает гнуться в большей амплитуде, что может быть критично для голеностопного сустава. Давайте рассмотрим пример. Человек в юности занимался мотокроссом в 1980-2000 годах, потом его затянула работа, семья, еще что-то. Прошли годы и человек не мог равнодушно смотреть на мотоциклы, на мотокросс и он решил, что без этого он жить не может и не хочет и покупает себе мотоцикл. В юности, когда он занимался этим спортом, еще в ДОСААФ или ДЮСТШ у него были кирзовые сапоги или мотоботы производства СССР. Эти мотоботы были сделаны из толстой кожи, на носке была металлическая накладка, были 4 металлические или пластиковые застежки и возможно застежки на липучках. Внутри была кожаная мембрана, а внутри подошвы был металлический супинатор, который не позволял проламываться подошве при прыжках. Фирменные мотоботы в то время были тоже существенно проще, чем в настоящее время. Если сравнивать защитные свойства тех советских мотобот и тех, что можно приобрести сегодня, то мы поймем, что даже у самых недорогих экземпляров защита будет не хуже, пока они новые. Нужно понимать, что в дешевых(менее 20000 р) мотоботах используются недорогие материалы, материал самого ботинка будет выполнен из синтетической кожи и срок годности у таких мотобот не будет долгим. Но при этом пока они новые и жесткие в них ездить достаточно безопасно. Но когда вы почувствуете, что ботинок начал разнашиваться, стал более гибким, вот тогда нужно будет задумываться о замене. Вернемся к нашему примеру. Человек решил взять мотоботы начального уровня в пределах 20000 руб.(240 евро) предположим Gaerne GX-1. Если тренироваться 1 раз в неделю по 30-40 минут то этих мотобот хватит примерно на 1.5-2 сезона, может и дольше, но защитные свойства ботинок снизятся. Уровень езды за 1,5-2 сезона вырастет и человек поймет, что мотоботы нужно менять. Скорее всего вторые мотоботы человек выберет уже из профессиональных, он потратит уже на мотоботы 43 000 (523 евро) например Gaerne SG-12 и в этих мотоботах уже можно серьезно заниматься мотокроссом и срок годности у этих мотобот будет значительно дольше. У многих любителей такие мотоботы живут по 10 - 15 сезонов. Если взять первыми мотоботами более дорогие 25000 - 30000 мотоботы, то срок службы у таких мотобот будет дольше и к решению их заменить вы подойдете чуть позже, может быть на 3,4 или 5 сезон, возможно и дольше. Помимо жесткости на скручивание, сгибание разгибание, сдавливание, которую обеспечивает конструкция мотобот, будь то шарниры или другие приспособления, нужно еще при выборе мотобот обратить внимание на другие параметры. Подошва бывает многослойная прошитая или литая. Чтобы понять какая подошва лучше, нужно ездить в мотоботах с разной подошвой. Делать большой акцент на этой детали не стоит, т.к. это относится к тонким настройкам. И для кого то это важно, для кого-то абсолютно не важно. На многослойной подошве обязательно на носке ставится металлическая накладка, призванная обеспечить защиту подошвы от расслоения при взаимодействии с грунтом на скорости или с подножками или рычагами ножного управления. Плюсы такой подошвы в том, что ее можно заменить в случае износа в сапожной мастерской. Минусы в том, что если в мотоботе боковая часть выполнена из пластика, то отверстия в пластике через которые осуществляется прострочка ослабляют пластик и со временем может произойти разрыв, который практически невозможно починить, но это относится ко времени, когда мотоботы уже давно пора поменять. Так же некоторые отмечают, что за траву можно как -то зацепиться, хотя не приходилось лично с таким сталкиваться. Литая подошва обеспечивает более точное управление, потому что нет выступающих частей и нога лучше чувствует подножки и рычаги управления, но это? как я писал ранее слишком тонко для простого любителя и не очевидно. Не даром Gaerne не переходят на литую подошву, оставаясь одними из самых лучших мотобот для мотокросса во всем мире. Сменные элементы в самой подошве бывают в любом из типов подошвы. Замена сменного элемента проводится с помощью вырезки старой и вклейки новой подошвы. Стоит отметить, что в линейках моделей у многих производителей есть разные исполнения этого узла. Но некоторые делают только определенный вид. Например, все модели Gaerne имеют многослойную подошву, а все модели FOX и Alpinstars литую. В Sidi, если в названии модели есть аббревиатура SRS (Sole Replacement System -Система замены подошвы прим авт.), то подошва литая, но это еще означает, что в подошве есть быстросъемные элементы. Эти элементы можно заменить, как в случае износа, так и при необходимости использования мотобот в других условиях при помощи отвертки. Например для грязи можно поставить вставки с грязевым протектором, что позволит в случае грязевой гонки более уверенно толкать мотоцикл из лужи. А для гонок по асфальту можно поставить слайдеры для лучшего скольжения по асфальту и меньшего износа при контакте с асфальтом на скорости, который бывает в гонках по Supermoto. На моделях Crossfire SRS и Crossfire 2 SRS съемная подошва крепится на 12 болтах, а в модели Crossfire 3 SRS - на 4 болтах. Наличие болтов в подошве требует определенного ухода после мокрого или грязевого использования необходимо обрабатывать резьбу подходящими для этого смазками, чтобы болты не прикипели и была возможность менять подошву. На модели Atoho SRS применяется подошва, как на Crossfire 3 SRS. Застежки в любых мотоботах съемные и имеют возможность регулировок. На мотоботах Alpinstars нижняя застежка застегивается наверх и находится поверх стопы, что исключает случайное отстегивание при контакте с другим мотоциклом в гонке, что создает дополнительную защиту. На некоторых мотоботах конструкция застежек предусматривает дополнительную фиксацию, чтобы отстегнуть нужно сначала нажать или потянуть фиксатор. В конструкции мотобот должна быть предусмотрена вентиляция, которая обеспечит больший комфорт при эксплуатации в жаркую погоду. Но при грязевом использовании эта самая вентиляция будет обеспечивать промокание мотобота. Регулировка мотобот является так же важным элементом, так как позволяет подстроить мотоботы под свою ногу и экипировку. Во всех мотоботах профессионального уровня регулируется объем голени, что позволяет настроить их под защиту колен. Также в профессиональных мотоботах регулируются углы, на которые срабатывает шарнир. Внутреннее устройство мотобота должно обеспечивать комфорт при управлении мотоциклом, для этого применяют термоформируемые материалы, материалы с эффектом памяти, которые принимают нужную форму во время эксплуатации.
|
|
Всего комментариев: 1 | |
| |